Воскресенье
05.05.2024
06:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт
Главная Регистрация Вход
Мои авторские разработки »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

Кинезиология как метод активного развития дошкольников в работе логопеда

 

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.

Сейчас полным ходом набирает обороты КИНЕЗИОЛОГИЯ! Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать речевые проблемы деток дошкольного возраста.
Возраст до 10 лет благоприятный период для интеллектуального развития, так как кора больших полушарий ещё до конца не сформирована.

Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Вы, конечно, знаете, что существуют правое и левое полушария мозга. Правое полушарие ответственное за воображение, оно позволяет человеку мечтать, представлять, фантазировать, сочинять и учить наизусть.⠀
Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. Благодаря развитию этого полушария человек имеет возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы. Понятно, что работа обоих полушарий крайне важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.
Пока детки маленькие, у вас есть прекрасная возможность для того, чтобы активизировать оба полушария и обеспечить ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и вообще успешное обучение. 
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Когда работа полушарий скоординирована человек лучше запоминает и обрабатывает информацию, у него высокая концентрация и устойчивость внимания, хорошо развиты самоконтроль и произвольность (воля).
 Это просто сделать, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела. То есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой – левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи.

Нарушения межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий бывают обусловлены как физиологическими факторами (замедленное созревание), так и результатом воздействия стресса (даже мы взрослые, находясь в сильном волнении, бываем раскоординированными, роняем предметы, плохо запоминаем). Следовательно, одним из основных условий устойчивости к стрессам, хорошей памяти, ребенка является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте.

Что же такое кинезиологические упражнения? Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Кинезиологические упражнения улучшают проводимость импульсов через мозолистое тело и, следовательно, развивают межполушарное взаимодействие.

Одно из направлений этого комплекса – пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействиея коры головного мозга ребенка.  Успех в обучении детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик. О пользе кинезио упражнений и их взаимосвязи с полушариями головного мозга  очень много сказано.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают пальчиковые кинезиологические упражнения на развитие детей, я стала применять их в своей практике. Пальчиковые кинезиологические упражнения просты, но их выполнение требовало от детей внимания и сосредоточенности. Упражнения проводились ежедневно, сначала правой рукой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Обязательным условием была передача положительных эмоций. Хочу заметить, что нынешнее поколение деток моторно СКУДНЫ и не развиты... Даже самые простые движения по показу взрослого "отражаются" с большим трудом...

Уже с первых дней, начиная даже на двухнедельной диагностике, я начала вводить кинезиоупражнения, чтобы подготовить деток к дальнейшему сопряжению "кинезио" и "речи".
На стене у меня прикреплены  кинезиотренажеры, которые помогают ребёнку пошагово выполнять упражнения с опорой на ориентир.

 

Практикуя на себе эти незамысловатые движения, я адаптировала их в пособиях для коррекции звукопроизношения. Этот "эксперимент" дал положительные плоды в исправлении звукопроизношения путем подключения моторной нейропрограммы рук. Для деток-дошкольников это очень непростой "маневр", т.к. необходимо соблюсти нужную артикуляцию + поток воздушной струи + подачу голоса + моторную программу рук и это все нужно сделать ОДНОВРЕМЕННО! Как же это сложно...Но именно такой подход помогает не просто запомнить алгоритм проговаривания заданного звука, а ВНЕДРЕНИЕ его в подкорку.
Ну и самой нужно "не зачахнуть"... Всегда в поисках новых алгоритмов заворачивания пальцев в узел.
Открою вам секрет, делая такую гимнастику, она полезна ровно тогда, когда ваш мозг сопротивляется и говорит "НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ! Именно в этот момент происходят все самые нужные и полезные процессы для трофики нашего "компьютера". А вот когда вы стали мастером спорта по кинезио упрам - они не несут ценности для нас. 
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую авторское пособие с нейромоторными упражнениями, которые помогли моим деткам добиться немалых успехов ! Для меня пальчиковые кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, так как позволяют эффективно, в игровой форме проводить коррекцию речевых нарушений.

     Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаём новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Для примера можете представить себе глаз, который не реагирует на свет или ухо, мышечная система которого не сокращается в ответ на звуковой сигнал — это будет значить, что мы ничего не видим и не слышим. Поэтому движение — это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения — нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.
Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.
      

Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами. Существуют простые упражнения, которые дети выполняют с удовольствием, да и взрослым они будут очень полезны. Так что собирайтесь всей семьёй и играйте. 
Друзья, умные вышесказанные слова говорят нам о том, что эти незамысловатые жесты очень полезны для нашего мозга, о котором мы с возрастом думаем меньше всего.

 

 


 

Вход на сайт

Банер

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта