Суббота
04.05.2024
23:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт
Главная Регистрация Вход
Мнемотехника »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

 

«Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения»

Внимание детей сложно удержать, особенно если подача информации однообразна и скучна. Современные дети воспринимают всё преимущественно визуально, причем, чем ярче — тем лучше.  Работая в детском саду, я заметила, что ребёнку ещё сложно контролировать своё внимание и память. Часто многие родители жалуются на бессвязную речь, неспособность детей правильно составить предложение, плохо запоминают стихи. Конечно что- то абстрактное или рассказать о чём - то для дошкольника – вообще задача тяжёлая, потому что в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает зрительная память, здесь – то на помощь и приходит мнемотехника. 

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Коррекция ОНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. сформировать речь как систему.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

 

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»

 

 

Актуальность темы:

  1. облегчает детям с ОНР овладеть связной речью;
  2. использование символов, пиктограмм,  схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  3. применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
  4. ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

1.  добывать информацию,

2.  проводить исследование,

3.  делать сравнения,

4.  составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

5.  формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

 Мнемотехника помогает в развитии:

- связанной речи

- ассоциативного мышления

- зрительной и слуховой памяти

- зрительного и слухового внимания

- воображения

- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Дидактические задачи 
облегчает детям с ОНР овладеть связной речью;

  • использование символов, пиктограмм,  схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

 Приемы наглядного моделирования

Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:

— Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;

— Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребёнка;

— Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;

— Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

— Одновременно можно использовать модели только одного вида.

В качестве символов-заместителей при моделировании используются:

• силуэтные изображения;

• геометрические фигуры.

• предметные картинки или мнемотаблицы;

 Наглядное моделирование позволяет:  

  1. обогащать  активный лексикон;
  2. закреплять навыки словообразования;
  3. формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
  4. развивать импрессивную речь детей;
  5. описывать предметы, составлять рассказы;
  6. содействовать закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий;
  7. развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.      

 Метод применяется при:

  1. нарушении слоговой структуры слова
  2. формировании лексико-грамматического строя речи
  3. подготовке к обучению грамоте
  4. обучении связной речи

 Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использования в речи различных конструкций предложений, описания предметов, составления рассказов.

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:

— замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

— использование готовых моделей (начиная со средней группы);

— построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана.

  

Опираясь на собственный опыт использования в работе стихотворных текстов, скороговорок, загадок мною разработаны мнемотаблицы, которые я использую:

- при заучивании стихов;

- при работе над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы.

Помимо графических схем, я создаю свои мнемотаблицы, используя компьютер. Для этого подбираю яркие, красочные, понятные детям опорные картинки из интернета.

Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции речи детей.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

Глядя на такие таблицы, дети легко воспроизводят текстовую информацию.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти и связной речи очень эффективно использовать мнемотаблицы как для описания предметов и явлений, так и для заучивания стихов и загадок.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, я использую Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твердый, звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с колокольчиком – Согласный Твердый Звонкий, и т. д.

В работе с предложением, с помощью графической схемы дети учатся самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, называть последовательно слова в предложении, задавать вопросы к каждому слову.

Можно использовать другой вариант составления предложения - в виде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

«Прочитай по первым буквам».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв.

Формирование лексико-грамматических категорий

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы.
Детям с речевыми нарушениями требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы.
«Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. 
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

Формирование связной речи

Логопедическое воздействие при речевых нарушениях преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

Составление описательных рассказов

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

 

 Инновационным приемом данного направления у детей дошкольного возраста является применение моделей артикуляции звуков.

Каждый учитель-логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей звуков на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. «Ребёнок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное количество звуков. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, учитель-логопед объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, а роль зрительных ощуще­ний выполняет модель, смотря на которую ребенок сознатель­но пытается расположить губы, язык, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­цию непроизносимого звука.

Модели применяются на всех этапах работы над звуком: постановки, закрепления и автоматизации, дифференциации. Коррекция звуков осуществляется в игровой форме при помощи упражнений:

Применение моделей звуков позволяет повысить мотивацию у дошкольников на всех этапах логопедической коррекции.  

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. Путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в “кладовые” долговременной памяти.
На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.

По мере усложнения работы (автоматизация звука)

Вариант работы по созданию четкого артикуляционного образа звука "с".

У ребенка профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настенное зеркало. Работа начинается с уточнения понятий: "кончик, спинка, корень языка", "нижние, верхние резцы", "преграда". Затем логопед показывает артикуляционный уклад звука "с", произносит звук. Предъявляется карточка-символ "насос". Педагог обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука, делается вывод, что "с" - согласный звук. Сравнивается звучание "с" с неречевыми звуками (целесообразно использовать картинки) - тихонько льется водичка из крана; посвистывание холодного ветерка, насос накачивает шину велосипеда. Затем ведется работа с условными знаками-символами. Логопед ещё раз произносит звук. Ребенок уточняет положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ "Улыбка". Затем определяется положение языка. Логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой (мостиком), что обозначает упор языка в нижние зубы при артикуляции звука. Ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов. Затем логопед отмечает, что посредине язычка находится "желобок", по которому и дует ветерок. Ребенок выбирает символ. Предлагается создать артикуляционный уклад языка из проволоки.

Для определения характера выдыхаемой струи ребенок подносит тыльную сторону ладони к губам логопеда, а затем и к своим. Так как выдыхаемая воздушная струя холодная выбирается символ - "снежинка", символ - "широкая стрелка" появляется, т.к. выдыхаемая воздушная струя сильная и длительная.

Логопед объясняет, что при образовании некоторых звуков голосовые складки не работают, - голоса нет (голосок "спит"), значит, звук глухой, например: это звуки "п", "ф", "к", "с". Предъявляется условное обозначение "перечеркнутые ноты".

Если голосовые складки вибрируют (работают), то голосок "просыпается" и возникает звонкий звук, например: звуки "б", "в", "г", "ж". Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани, к уху. Так ребенок приходит к выводу, что звук "с" - глухой, потому что голосовые складки не работают, не ощущается вибрация.

Затем ребенок с опорой на заполненную схему звука дает полную артикуляционную характеристику звука "с".

"Звук С. Губы - растянуты в "Улыбку". Зубы - "Заборчиком". Язычок упирается в нижние зубки. Посредине языка - "Желобок". Дует сильный, холодный ветерок. Голосовой моторчик не работает". Рисунок

В процессе коррекционно-педагогической работы у ребенка формируется умение давать словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе рисунков-символов.

 

Выполнение артикуляционных упражнений по картинкам.

Детям очень нравится, когда упражнение обозначается картинкой - моделирование организуется на основе замещения названия упражнения - картинкам

Вход на сайт

Банер

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта